суббота, 9 февраля 2013 г.

дванов в романе платонова чевенгур

Слава Богу, что в Платонове есть кое-что поглубже: тот сверхисторический ориентир, относительно которого Платонов подвергает сомнению саму сомнительность наличной петли истории - великого перелома как в чем-то повторения военного коммунизма.

Многое было бы интересно расшифровать в таком духе, если б не оказалось это банальными выпадами против Сталина и его социализма. Так уж ныне, в перестройку, антикоммунистические радикалы ухватились за эту сторону платоновских, наконец, напечатанных вещей, что половина интереса пропадает.

Так не усомнился ли он в ней еще больше, наблюдая после НЭПа неожиданно ингуманистический великий сталинский перелом ? Не потому ли странноязычие закрепилось и в Чевенгуре и в других непечатавшихся в свое время его вещах? Не оттого ли масса других странностей, чудаковатые и до головотяпства доходящие персонажи,- постоянные и эпизодические,- не оттого ли неожиданные скачки сюжета?

И я не побоюсь,- как боится Чалмаев вульгарной конкретной историчности,- сказать, что, споткнувшись об неожиданную гуманистическую благотворность НЭПа, Платонов усомнился в правоте самой истории, по крайней мере, ближайшей.

А вот, по Чалмаеву, зачем: из духа протеста против мнимой упорядоченности мира, очевидности победного шествия прогресса. Причем протест принимает неожиданную форму разрушения грамматических форм, разрушения убаюкивающей правильности.

Зачем в своей микропрозе времен НЭПа, в Волосах , Ерике , Платонов начал городить всяческие корявости речи, грамматические, стилистические ошибки и иное странноязычие? Как то: Жил на этом свете в Ендовищах один мужик по названию Ерик . Почему по названию , а не по имени ? Человек он был молодой, а сильный . Почему а , а не и ? Стегать на коне по степи - не модель . При чем тут модель? Речь же о мужиках.

Здесь бы я хотел привести вытяжку из Чалмаева, которую я бы сделал, захоти поместить ее в упоминавшуюся свою коллекцию художественных деталей .

А теперь мне предстоит показать, как (и за что) громя аскетизм и коллективизм в самом большом своем произведении - романе Чевенгур (1927-1930 гг.), Платонов остался им верен.

если середина не для него?

За что же сам Платонов,

алчности, коммунист - в аскетизме.

Лжекоммунист раскаялся в

(на примере романа Чевенгур )

зрелого творчества

О первой половине

Вторая интернет-часть книги Тайна Платонова

Как ни отрицателен результат художественных испытаний Платоновым коммунизма, он квалифицировал его как аналог испытания современностью, но не будущим.

Художественный смысл.

Платонов. Чевенгур.

Платонов. Чевенгур. Художественный смысл

Комментариев нет:

Отправить комментарий